Аслбек Мусин: От имени Бога имеет право говорить только Бог
Литер-Неделя: Скажите, как появилось это новое течение с непривычным названием «кораниты»? Я подозреваю, что название происходит от слова «Коран»?
А.М.: «Кораниты» – это не самоназвание, мы себя таковыми не считаем и не позиционируем.
ЛИТЕР-Неделя: То есть вас называют так те, кто вас критикует?
А.М.: Да. Так нас называют некоторые люди, считающие себя приверженцами ислама и понимающие религию по-своему. В частности, это традиционный, ортодоксальный взгляд на вещи, заключающийся в том, что в исламской религии существуют, помимо Корана, дополнительные авторитетные религиозные источники. Для вас, как для человека христианского вероисповедания, я могу провести такую параллель. В церковном христианстве существует иерархия авторитетов: есть слово Бога-Отца, есть слово Иисуса Христа, которое, трансформируясь через Дух Святой, создает церковь и предстает в виде слов апостолов, патриархов, служителей культа, образующих внутри христианства пирамиду. Подобная пирамида существует и внутри мусульманской религии традиционного образца. Точнее говоря, таковая пирамида и есть религия в традиционном понимании. Слово «религия» уходит корнями к латинскому слову «религаре», которое означает связь, соединение с неким высшим принципом или существом. В религиях монотеизма такая связь может быть только с Богом-Творцом, имеющим внечеловеческую, непостижимую природу. Поскольку мы воспринимаем Коран как Истину, то считаем, что всемогущество и всезнание Бога устраняют необходимость в каких-либо посредниках между Богом и человеком. Другими словами, Всемогущий Бог не нуждается в помощниках в виде жрецов и толкователей Его Слова. Исходя из нашего убеждения в уникальности и самодостаточности Корана, мы предлагаем более критично подходить к существующим религиозным источникам и возвращаться к истокам в обход человеческих наслоений. От имени Бога имеет право говорить только Бог, который через пророков доносит до нас свои откровения. Интерпретировать, толковать и уж тем более дополнять, заменять или отменять божественные указания не может никто, кроме самих же пророков. В Коране содержится достаточно информации для толкования смыслов откровения в чистом виде. Наше отличие от мусульманского мейнстрима сводится к тому, что мы не воспринимаем внекоранические источники в качестве божественных и непогрешимых. Мы считаем, что любую информацию следует проверять. Вот наше отличие от традиции.
ЛИТЕР-Неделя: Насколько люди способны самостоятельно усвоить и открыть для себя Коран? Не секрет, что традиционно его толкование и интерпретацию берут на себя профессиональные служители культа – ученые-улемы.
А.М.: Мы уверены, что каждый человек должен воспринимать Коран без посредников и следовать за первоисточником. Каждый человек сотворен Всевышним и наделен достаточным потенциалом восприятия посланий-откровений.
ЛИТЕР-Неделя: Имеет ли это практическое выражение? Чем именно ваше понимание религии отличается от традиционного?
А.М.: Если традиционная религиозная модель успех человека выносит в плоскость мистики и обрядовой части религии, то мы считаем, что в глазах Бога успеха можно добиться, только добившись целостного успеха в этом мире. Однако для осуществления успеха нация нуждается в победоносной методологии. Мы убеждены в том, что основой успеха человека и нации в мире может быть только духовно-интеллектуальный метод. Не экономические доктрины или политические идеологии, а философия и религия должны быть орудием освоения и изменения мира. Экономика и политика есть лишь производные инструменты от духовных убеждений, призванные обслуживать высшие цели и интересы нации.
За последнее столетие наша нация пережила ряд радикальных реформаций. Переход от кочевого бытия номадов к оседлости, большевистская модернизация, сталинский имперский проект, сегодняшняя попытка реализации либерально-демократической модели. В целом историческая динамика XX века отразилась на национальной идентичности казахстанцев положительно. Если сто лет назад казахи жили в условиях кочевой культуры, то сегодня мы понимаем или, по крайней мере, имеем возможность понимать окружающий мир посредством интеллектуальных и научных технологий.
После развала СССР в нашу страну хлынул поток проповедников «чуждых» религий и философий. Протестанты-евангелисты, мистики-суфии, вегетарианцы-кришнаиты, ваххабиты, тенгрианцы-шаманисты и прочие вольные или невольные проводники чужих мировоззрений.
В советские времена идеология марксизма служила нам альтернативой религии. С ее крахом головы наших соотечественников оказались заполненными неперевариваемой смесью ислама, христианства, фэн-шуя, йоги, шаманизма, буддизма и т.д. Такая тенденция является неприемлемой, так как последовательно ведет не только к расслоению общества по религиозному и политическому признакам, но и создает препятствия для выработки единой духовно-интеллектуальной площадки объединения гражданской нации. По нашему убеждению, такой площадкой может стать только единобожие – монотеизм. Рациональная вера, стремление к справедливости и личная ответственность перед Богом – базовый набор, необходимый для эффективного и производительного строительства личности и нации.
ЛИТЕР-Неделя: Вы можете привести примеры?
А.М.: Примером успешного применения монотеизма в качестве духовно-интеллектуальной методологии на практике являются США. Америка началась, как и во многом продолжает быть, как сугубо религиозное образование, выработавшее в качестве своего духовного ядра динамичную и победоносную доктрину. Алмазным стержнем американизма является протестантизм – духовный продукт европейской реформации, получивший в Америке абсолютный шанс на самореализацию. Ключевыми концепциями, формирующими сознание протестанта являются: антиклерикализм, прямое, непосредственное духовное общение с Богом (отсутствие мистерий, литургий, упрощение ритуалов), самостоятельное прочтение Библии (без монопольного посредничества церкви на толкование), индивидуальное спасение через веру и труд, личная ответственность перед Богом, осознание своей избранности Богом (концепция мессианства, призванного спасти мир от хаоса и неверия).
Религия в США является духовным стержнем подавляющего большинства коренного (неиндейского) населения. В Америке формула WASP (white anglo-saxon protestant, – «белый англо-саксонец протестант») – это знак принадлежности к корневому ядру нации, к историческому проекту, к истинно американской цивилизации и культуре. Практически вся общественно-политическая жизнь в этой стране вращается вокруг христианских символов и идей, а государственная символика США буквально пропитана идеями единобожия.
ЛИТЕР-Неделя: Но сегодня политика США в мире редко ассоциируется с христианскими идеалами.
А.М.: Мы далеки от моральных оценок военно-экономической политики Соединенных Штатов. Для этого у нас просто нет времени. Важно осознать, что необходимо выработать собственный духовно-интеллектуальный метод, который позволит нам, казахстанцам XXI века, активно и, что более важно, эффективно использовать огромный потенциал Казахстана. Ведь индивидуальный моральный и интеллектуальный облик человека, общественное устройство, государство — все это, в конечном счете, является порождением религии и философии.
ЛИТЕР-Неделя: Что конкретно вы предлагаете?
А.М.: К сожалению, в среде нашего народа в последнее время преобладает слепой, эмоциональный подход к вопросам религии и философии. Как следствие, увеличение количества сект и религиозных течений, которые все без исключения являются экстремистскими в том или ином плане. Казахстанское общество во многом утеряло свои религиозные традиции, а период атеизма в качестве государственной идеологии на корню уничтожил любые их ростки. За долгое время безверия сложилось стереотипное отношение к вере. Сейчас в любых проявлениях веры люди ищут корни экстремизма, фундаментализма, насилия и т.д. Это очень большая проблема, и сегодня, когда мы видим, что политические идеологии, философские учения, социальные доктрины не дают эффекта, мы должны признать, что это происходит прежде всего по причине отсутствия в людях убеждения и веры. Необходимо понять, что вера как фундамент мировоззрения не может быть заменена ничем.
ЛИТЕР-Неделя: Как решить эту проблему?
А.М.: Ключевым фактором является формирование национальной элиты. На элите лежит огромная ответственность за судьбу нации, общества, государства. Мы хотим, чтобы наша элита, возможно, еще не существующая, руководствовалась правильным, справедливым и эффективным методом. Нашим богачам, политикам и интеллигенции необходимо сделать заслуженную паузу и беспристрастно и выдержанно оценить себя и свою роль в эту эпоху перемен. Задать себе вопросы и найти нужные ответы. Кто мы? Куда мы идем? Несем ли мы ответственность за наши поступки и перед кем? Имеем ли мы право на беспечность? Или же шанс, данный нам Богом, уникален и неповторим?
Для нашей казахстанской нации в это стремительное время очень важно иметь фундаментальные духовные ценности и нравственные ориентиры. А их может дать только рациональная вера, которая не связана с мистикой и эзотерикой. Ведь традиционное понимание веры основывается на мистическом, иррациональном отношении к духовным сферам человека. Мы же придаем термину «вера» иное значение. Мы понимаем его как убеждение, основанное на разуме и опыте. Однако мы включаем в эту схему еще один элемент – Божественное откровение. Разум и опыт являются для нас основой для освоения этого, материального мира. Коран дает нам ответы на вопросы идеального, внематериального характера. Если научный метод, основанный на рационализме и опыте, дает нам средства достижения, то откровение указывает цель.
Беседовала Оксана ЛЫСЕНКО,
фото Александра КАНЦЕДАЛОВА, Алматы |