|
НЕ МОГУ МОЛЧАТЬ!
|
|
НЕ МОГУ МОЛЧАТЬ! |
Любой мусульманин, если он уверовал искренне, не может оставаться равнодушным к тому, что происходит с его религией. Будем реалистами, сегодняшнее состояние дел в Исламе трудно назвать преуспевающим, скорее наоборот. Ситуация напоминает огромный корабль, плывущий по инерции, а его команда, вместо того, что бы запустить, наконец, двигатель и заняться навигацией, зубрит устаревшие уставы, бесконечно драит палубу и выясняет отношения. Корабль – это Ислам.
Своими мыслями по этому поводу с нами поделился кандидат философских наук, религиовед-культуролог Муртаза БУЛУТАЙ.
— Сила инерции, как известно, величина непостоянная, и тот мощнейший интеллектуальный заряд и огромная созидательная энергия, некогда заложенные в силовую установку Ислама, могут попросту иссякнуть. Что может прекратить этот бесконтрольный дрейф?
— Мусульманский мир ныне, действительно, что тот корабль, образно упомянутый вами. Сегодня есть множество проблем, которые меня возмущают. И в первую очередь — тенденция схоластического, невежественного, традиционно-догматического, эзотерического подхода к пониманию Ислама. Когда вселенские масштабы и смыслы этой религии тотально сводятся к примитивному, лишенному всякого смысла бесконечному дискурсу по поводу его ритуально-догматической части, в то время как полтора миллиарда мусульман бедствуют. По таким показателям как уровень грамотности, количество научных открытий и полученных патентов, ВВП, инновационные достижения, уровень образования, индекс человеческого развития и т. п., мусульманский мир безнадежно отстал от Запада. Но это отдельная тема дискуссии.
Возьмем к примеру, привычный для нас, компьютер, который имеет разные возможности. Им пользуются все, от ветеринарного врача до академика. Кто-то использует его как пишущую машинку, кто-то для рисования, кто-то для видеомонтажа. Но это вовсе не значит, что компьютер создан только для того, чтобы печатать, рисовать или монтировать кадры. Инженеры-конструкторы, программисты заложили в него огромные возможности. Но его надо изучать, а не только нажимать на кнопки клавиатуры. Чем глубже изучишь компьютер, тем больше он откроет для тебя возможностей.
Изучение Ислама такое же. Аллах ниспослал для нас мирную и совершенную систему — Ислам. Эта система — образ жизни и веры. Ниспослал завершенное «Писание» в виде Корана. «Мы ничего не упустили в Писании» (Коран, 6/38)
Но некоторые, так называемые «пользователи», предлагают нам лишь элементарные, прикладные программы этого «мощнейшего процессора».
Ислам — это не тайное общество или учение. Он открыт и доступен всему человечеству без исключения, как тот же самый компьютер. Поэтому его необходимо постигать, но постигать, пользуясь прогрессивным и логичным для всех интеллектуально-научным методом. Этот метод — разум+Коран+наука+законы природы и космоса+общие гуманистические ценности человечества. Читайте следующие аяты Корана, как, например: «Неужели они не размышляют над Кораном? Или же на их сердцах замки?» (Коран, 47/24), «Человек получит только то, к чему он стремился» (Коран, 53/39), «Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием» (Коран, 35/28), «Скажи: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают? Воистину, поминают назидание только обладающие разумом» (Коран, 39/9). Только тогда наш корабль выйдет из неуправляемого дрейфа, и на всех парах устремится вперед.
— У большого корабля, который совершает большое плавание, помимо риска потерять ход, есть еще одна серьезная опасность — сбиться с курса. Это зависит от того, кто им управляет и с какой целью. Судя по всему, коль уж мы заговорили морскими терминами, у нас сегодня плохой штурман?
— Нам не нужны штурманы-посредники, злоупотребляющие человеческим доверием. От них только одни беды. Чем отличается Ислам от других религий? Тем, что в нашей системе между Богом и человеком нет и не должно быть поводырей. Нет церковных институтов наместничества и индульгенции. Слово «Ислам» означает «повиновение, покорность, послушание». Мусульманин, заходя в мечеть или, молясь в любом чистом месте, предстает непосредственно перед Всевышним и, поклоняясь, обращается к Нему напрямую: «Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня» (Коран, 2/186). В этом заключается главное достоинство Ислама и главное Его требование — не придавать Богу сотоварищей. Но что происходит сегодня?!
Мы видим, как важнейший институт Ислама — единобожие (таухид – монотеизм) превращается в контору по оказанию посреднических услуг в руках эксплуататоров. Некоторые «спасатели» (!), язык не поворачивается назвать их искренними и сознательными верующими, присваивают себе право судить своих идейных оппонентов и объявлять их неверными. Они самостоятельно выносят осуждающие вердикты за то или иное действие и берутся решать, что является грехом, а что нет, что является дозволенным, а что нет. Требуют от своих «воспитанников» выполнения абсурдных деяний и самолично определяют, кому в рай, а кому в ад. Все это называется одним словом — ширк (многобожие, идолопоклонничество).
Религиозные эксплуататоры и миссионеры, узурпировав власть над неокрепшими умами и, напустив на себя мнимую сакральность, преследуют свои меркантильные цели, очень далекие от интересов людей и государства. Им сегодня невыгодно, чтобы мусульмане стремились к прогрессу и наукам, это они загоняют Ислам в душные казематы средневековья и мракобесия.
Поэтому таких узурпаторов надо исправлять, пока не поздно. Необходимо устранить это препятствие между верующими и Богом. Мусульмане не нуждаются ни в лоцманах, ни в штурманах. Нас ведет и направляет только Аллах. Для этого и ниспослана Книга Аллаха: «Не следуй тому, чего ты не знаешь. Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу» (Коран, 17/36), «Они прислушиваются к словам и следуют наилучшим из них. Это — те, которых Аллах наставил на прямой путь. Они и есть обладающие разумом» (Коран, 39/18), «Мы ниспослали тебе Писание для разъяснения всякой вещи, как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» (Коран, 16/89).
— Мне известны случаи, когда так называемые духовные наставники запрещали мусульманам общаться с людьми, смотреть телевизор, пользоваться Интернетом и сотовым телефоном. Вероятно, главным средством подавления личности у них является информационный вакуум, искусственно создаваемый вокруг «воспитанников», и социальная несвобода, приводящая к общественной пассивности?
— Конечно, но этот метод действует только тогда, когда человек сам этого желает. Одна из главных проблем человечества со времен Адама и по сегодняшний день — это лень и невежество. Не каждый хочет изучать, думать, размышлять, потому что умственный процесс — это нелегкий труд. Порой вместо интеллектуального труда человек предпочитает труд физический, не связанный с умственными затратами. После физического труда можно отдохнуть, а умственная работа в мозгу не прекращается никогда. Это я к тому, что знающий человек защищен своим образованием и ему не так просто заморочить голову.
Ограничение человека в доступе информации — это означает ограничение его личной свободы. Это самое эффективное средство достичь определенных целей, таких, как порабощение, удержание власти, истребление инакомыслия, автократия, насаждение чуждой идеологии и т. д. Ограничение информации в религиозных вопросах еще страшней. Это ведет к фундаментализму, экстремизму и разжиганию конфликтов на этой почве, поскольку, находясь в тисках информационного голода, читая только так называемую «религиозную» литературу, человек быстро деградирует и перестает мыслить, как нормальная, разносторонне развитая, здравомыслящая личность. Он не в состоянии анализировать, правильно и критически оценивать ситуацию, различать ориентиры. Превращаясь, таким образом, в зомби, раб-человек становиться безвольным, послушным и легко внушаемым. Такой человек не способен к созиданию и росту. Выключаясь из активной общественной жизни, он перестает нуждаться в нем, а, следовательно, приносить ему пользу. Так что приведенный вами случай — не новость, сегодня это, увы, типично. Аллах говорит: «О те, которые уверовали! Воистину, многие из первосвященников и монахов незаконно пожирают имущество людей и сбивают их с пути Аллаха» (Коран, 9/34).
— Это просто не укладывается в голове. Как в век электронных коммуникаций, когда есть все условия для получения полноценных знаний, удается плодить и сохранять средневековое невежество?
— Я повторяю, это элементарная человеческая лень и чьи-то подлые интересы. Выходит так, что порой человеку тяжело даже поднять руку, чтобы набрать адрес нужного сайта или открыть, например, книгу или вашу газету. В моей голове это тоже не укладывается. Ведь мы — счастливые люди, мы имеем такие огромные возможности, о которых не могли мечтать наши предшественники. Например, в IX-X веках, ученому человеку, чтобы найти определенный аят или какие-то сведения в Коране, потребовалось бы очень много времени. Сегодня на эту же процедуру уйдут считанные секунды. В наши дни школьник владеет большей информацией, чем ученый средних веков.
В наш век нанотехнологий и микропроцессоров стыдно оставаться невеждой и неучем. Пользуясь случаем, хочу обратиться к тем, кому бесноватые «наставники» запрещают смотреть телевизор, читать газеты и пользоваться Интернетом. Не слушайте их, уходите от них. Активно включайтесь в жизнь, открывайте Коран, изучайте науки, заходите в Интернет, читайте разные книги и общайтесь с умными людьми. Только образование поможет нам преуспеть и идти в ногу со временем. Почему вы должны ограничивать себя их выдуманными, необоснованными запретами, в то время, когда весь мир развивается и уходит вперед, оставляя нас далеко позади? Запрещать или дозволять мусульманину в рамках религии может только Аллах!
«Понесли урон те, которые убивали своих детей по глупости, безо всякого знания, и запрещали то, чем наделял их Аллах, возводя навет на Аллаха. Они впали в заблуждение и не последовали прямым путем» (Коран, 6/140), «Скажи: Что вы скажете об уделе, который ниспослал вам Аллах и часть которого вы объявили запретной, а часть — дозволенной? Скажи: «Аллах позволил вам это или же вы возводите навет на Аллаха?» (Коран, 10/59).
Не лишним будет напомнить, что существуют еще законы государства, которые также необходимо соблюдать: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим властью среди вас» (Коран, 4/59).
— Сегодня на человека, делающего первые шаги в Исламе, сначала обрушивается тяжелое бремя необоснованных запретов, затем тяжелый вес томов книг, написанных учеными IX-XV веков. Не лучше ли начинать с Корана?
— Это как раз то, что меня особенно волнует и возмущает. Я вижу, что понимание Ислама идет совсем не в ту сторону, которую нам указал Всевышний в Коране. И это не удивительно. Давайте, вспомним историю. У нас за плечами практически 75 лет воинствующего атеизма. В советских вузах не существовал такой предмет, как религиоведение и исламоведение. Люди были лишены возможности изучать Ислам и другие религии. А до Советского Союза в начале 20-го века не только в Казахстане, но и во всем исламском мире царили невежество, слепая вера, религиозный фанатизм, предрассудки, суеверия и т. д. 20-й век был фактически потерян для исламоведения в Казахстане.
После обретения Казахстаном независимости у людей появился большой интерес к религии, к ее культуре, традициям. Но откуда черпать знания? Не было ни одной книги, написанной об Исламе с точки зрения научных достижений человечества. Методики не было, литературных источников не было. Поэтому в открывшихся медресе на вооружение был взят устаревший, невежественный метод, практиковавшийся в конце XIX, в начале XX века, в котором не существовало никакого аналитического и прогрессивного мышления. Не было интеллектуального поиска. Только механическое заучивание и штудирование арабских текстов, без глубокого осмысления и критического подхода.
Создавшимся положением сразу воспользовались всевозможные псевдорелигиозные эмиссары-сектанты, которые в больших количествах прибывали в страну из разных уголков земли. Таким образом, за короткий период в Казахстане прочно обосновались учения суфийских орденов и схоластически-догматических религиозных школ. Неподготовленные люди, стремящиеся в Ислам, быстро попадали под их влияние, принимая их за истинных мусульман-шейхов, не отдавая себе отчет в том, что это — продукт искусственной веры и религиозного синкретизма, и используется он в большей степени для политических целей и экспансионизма.
Сегодня мы пожинаем плоды ошибочной политики в отношении религиозных объединений, которым в начале 92-го года дали полную свободу. Теперь вывести людей из заблуждения — крайне сложная задача. Поэтому тем, кто делает первые шаги в Исламе, особенно молодежи, я настоятельно рекомендую начинать с Корана, подвергать критическому и аналитическому анализу все услышанное и увиденное. Изучать надо не поверхностно-наносное в религии, а ее суть, а суть Ислама, его ядро — это только Коран.
— Не упущено ли время для исправления создавшегося положения? Хотя бы в отдельно взятом государстве?
— Немножко поздновато. В течение 16-17 лет среди мусульман Казахстана укоренились серьезные разногласия, из-за разделения на так называемые «общины» или течения, в каждом из которых есть свой лидер, неправомочно выносящий заключения и вердикты по тем или иным вопросам. Это неизбежно приводит к тому, что между собой они не ведут диалога, не проявляют взаимной толерантности и уважения, то и дело, обвиняя друг друга в неверии и заблуждении. Понятно, что это путь к деструкции и смуте, но никак не к процветанию.
Есть конкретные примеры, к чему приводят такие опасные игры. Посмотрите, что происходит сегодня в Палестине, Ираке, Пакистане, Афганистане и других исламских странах. В Палестине, например, фактически произошел самый крупный раскол между единоверцами, раскол, которого еще не знала современная исламская история. Мусульмане хладнокровно убивают друг друга, несмотря на приверженность к одной вере. Вместо того, чтобы сплотиться против реального неприятеля, брат пошел войной на брата. Это трагедия. Зачем нам это в мирном Казахстане? Нельзя этого допустить! Аллах говорит в Коране: «Ты не имеешь никакого отношения к тем, которые раскололи свою религию и разделились на секты. Их дело находится у Аллаха, и позднее Он сообщит им о том, что они совершали» (Коран, 6/159), «Не походите на тех, которые разделились и впали в разногласия после того, как к ним явились ясные знамения. Именно им уготованы великие мучения» (Коран, 3/105).
На мой взгляд, в нашей стране необходимо срочно возвращать мусульман к сути Ислама, к Корану, к науке и прогрессу. Для этого надо, прежде всего, сделать независимый, непредвзятый научный перевод Книги Аллаха на русский и казахский языки. Людям надо открыть глаза. Когда у нас будет один источник знаний, нам нечего будет делить, исчезнут разногласия и сомнения вокруг нашей религии. Спадут оковы необоснованных, придуманных, глупых запретов и положений, у мусульман появится стимул к образованию и развитию. Необходимо дать новый, качественный, толчок мусульманскому сообществу Казахстана, чтобы в короткие сроки достичь высоких результатов, как в духовном, так и в материальном смысле.
Как говорится, большому кораблю — большое плавание.
Источник: www.zonakz.net
|
|
|
Просмотров: 2236 | Комментарий: 0 | Отправить другу |
Версия для печати
Ваш комментарий будет опубликован после модерации.
|